1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Антипа Пергамский

Антипа Пергамский (греч. Αντίπας, I век) — ученик Иоанна Богослова, епископ Пергамской церкви. Почитается христианскими церквями как святой в лике священномучеников. Память в Православной церкви совершается 11 апреля (по юлианскому календарю), в Католической церкви 11 апреля. В четьях-минеях Димитрия Ростовского Антипа без номера упомянут в списке апостолов от семидесяти.

Согласно житию, Антипа отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам. Он был брошен в храме Артемиды в раскалённого медного вола. Его тело было тайно погребено местными христианами. В V веке над его могилой был построен храм и его гробница, с мощами считавшимися мироточивыми, стала почитатся как место исцелений (особо почитается как помощник при зубной боли). По свидетельству Георгия Кедрина при императоре Феодосии Великом бык, в котором принял смерть Антипа, был перевезён в Константинополь.

Память его празднуется Церковью 11 (24) апреля.

Священномученик Антипа жил в век апостольский, когда Римской империей управлял Домициан. Этот император, отличавшийся насилиями и расточительностью, был заклятым врагом христианства. Тотчас по вступлении на престол, в 81 году, он поднял гонение на христиан и своей жестокостью удивлял даже современников. В это время сослан был на остров Патмос Иоанн Богослов. В откровении, бывшем ему в заточении, возлюбленный ученик Господа услышал об Антипе, епископе малоазийского города Пергама, такие слова: «И ангелу Пергамской церкви, напиши: знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Апок. 2:12-13).

Вот как рассказывает предание об этой мученической смерти. Бесы, поселившиеся в пергамских идолах, не могли оставаться в Пергаме, этом жилище сатаны, по выражению праведных слов Откровения, потому что там ярко горел светильник Христов - Антипа. Они стали являться во время сна к жрецам языческим и, как бы от лица идолов, говорили: «Мы не вкушаем ваших жертв, не обоняем запаха и дыма жертвенного, потому что изгнаны из города защитником христиан Антипою».

Когда жрецы передали о бывшем им видении народу, все возгорелись яростью на святителя Христова. Его схватили и повлекли на место, где, обыкновенно, приносимы были жертвы идолам. «Ты ли тот дерзкий Антипа, - обратился к нему военачальник Пергама, - который не только сам не слушаешь приказаний императора, но и других научаешь не слушаться? Зачем ты отвергаешь жертвы богам? Мы боимся, чтобы не постигло нас какое-нибудь несчастье, потому что боги оставили город и перестали охранять его. Тебе же советую перестать упражняться в волшебстве христианском. Если не согласишься, знай, что, по римскому закону, будешь подвергнут страшным мучениям».

Антипа кротко отвечал: «Я - христианин, и приказаниям императора, безумным и нечестивым, подчиняться не желаю. Если боги, которых вы называете владыками вселенной, боятся смертного человека и бегут от него, оставляя целый город на произвол случая, почему вы считаете их защитниками? И если сами они признаются, что побеждаются одним человеком, то как могут избавлять от бедствий весь род человеческий? Оставьте пагубное неверие -  уверуйте в Иисуса Христа, Сына Божия. Он воистину Спаситель и в конце веков придет судить всех».

Эти слова Антипы, сказанные с силою убеждения, не подействовали на военачальника, не смягчили его души. Он снова стал хулить христианское учение. На это святой горячо отвечал: «Я не отступлю от веры в Господа ради окаянной и бесчестной жизни. Ведь у вас нет ни одного бога, который бы существовал от вечности. Какая польза от них -  сами будучи гнусными и мерзкими, они сделались виновниками худой жизни многих людей... Вечным огнем будете казнены и неусыпающий червь будет терзать вас, если не покаетесь...» Так Антипа изобличал язычников и наставлял их в учении христианском.

Жители Пергама, придя в ярость, схватили святого и повлекли к храму богини Артемиды. Около него находился медный вол, пустой внутри и с отверстием в спине, - этого вола раскалили и бросили в него Антипу. Пожираемый пламенем, священномученик, возводя очи к небу, молился: «Боже, явивший нам сокровенную от веков тайну Господа Иисуса Христа, благодарю Тебя! Ты спасаешь уповающих на Тя и меня в этот час сподобил быть мучеником за имя Твое святое. Приими же дух мой!» Так воспевал хвалу Богу святой мученик; молился он еще и о всем мире. В своих страданиях святой Антипа просил у Бога даровать ему особую благодать врачевать страдающих зубною болезнью. Наконец праведник предал Богу свою чистую душу. Благочестивые христиане, взяв святые мощи епископа, с честью погребли их в городе Пергаме.

Молитва первая

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни. Аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, просити, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение, и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

Архиерею Божий, священномучениче Христов, Антипо преблаженне, иже апостолом сопрестольник и святителем слава, ты еси, архиерею, церковное светило и утверждение веры, пред противными богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси и принеслся еси Тому в жертву, яко кадило благовонно и яко агнец незлобив и мученик праведен, в вол медян разжжен ввержен, святителю, и молитвы благодарственныя в нем Богу и Отцу возсылая, яко солнце возсиял еси и мучением своим томителя велира до конца сокрушил еси. Сего ради Христос тя прослави на небеси и на земли; всю вселенную осияваеши данною ти благодатию, страждущим от неутишимыя зубныя болезни цельбы подаеши, непрестанно призывающим тя с верою. И ныне, услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба Твоего (имя), в час сей с верою призывающаго тя, в оньже тебе молебное пение приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу об отпущении грехов моих, и нестерпимыя и неутишимыя зубныя болезни избави мя молитвами твоими, святе. Аминь.

Диплом СТАР